Для Банка Китая вопрос о либерализации валютного курса по-прежнему остается ключевым. Недавно Гонконг установил потолок в привязке национальной валюты к доллару США. Подобный шаг воспрепятствует притоку «горячих» денег в страну на фоне ревальвации юаня. Центральному банку Китая необходимо проявлять осторожность при проведении либерализации капитала, который жестко контролируется, для предотвращения оттоков сбережений из Китая в более доходные зарубежные инвестиции. Касаясь реформирования механизма формирования обменного курса национальной валюты, президент Банка Китая Чжоу Сяо-чуань на встрече с президентами центральных банков стран «большой восьмерки» отметил, что Китай будет по-прежнему проводить курс на стабильность юаня на рациональной и сбалансированной основе, выборочно и поэтапно ослаблять ограничения на транснациональные сделки по денежным средствам при условии предотвращения возможных рисков. По мнению Чжоу Сяо-чуаня, с точки зрения доходов и расходов по международным платежам Китая обменный курс китайского юаня не будет значительно занижен искусственным путем. По его словам, текущие статьи бюджета Китая в основном сбалансированы, доходы ненамного больше расходов.
Банковская система Китая состоит из трёх уровней:
- центральный банк – Народный банк Китая;
- коммерческие банки, которые подразделяются на государственные и акционерные коммерческие банки, филиалы иностранных банков;
- небанковские кредитные организации.
Руководство государственных банков находится в сложной ситуации. С одной стороны, на него оказывается давление, понуждающее его к реформам. С другой стороны, по доходности, рискам и обеспеченности собственным капиталом оно в состоянии решать задачи перехода на рыночные отношения и вступать в конкуренцию с наступающими иностранными банками. Четырем банковским гигантам Китая предстоит напрячь все свои силы для защиты своей новой независимой позиции и обеспечить ориентированную на прибыль и защиту от убытков работу. Некоторые банки уже рентабельны и заняли свою нишу на формирующемся финансовом рынке. Они вполне конкурентоспособны. Важной задачей реформы является обеспечение стабильности и рентабельности банковского сектора. Идет поиск современных методов банковской деятельности и будущих партнеров на рынке (в том числе на Тайване, где планируются или уже реализованы слияния, установлено тесное сотрудничество). Тем не менее, государство по-прежнему обогащается за счет прибыли банков и перенаправляет ее на финансирование убыточных государственных предприятий. Несмотря на коммерциализацию и ориентированные на рентабельность методы управления, по мнению руководства страны, при возникновении неожиданных социальных и системных рисков возможно применение старых форм кредитования. Возврат к старым методам принуждения все еще имеет место в некоторых слабых в экономическом плане провинциях и отвечает, скорее, интересам некой переходной системы, нежели задаче формирования новой банковской системы. Необходимость реформирования банковского сектора возникла, как следствие курса на вступление страны в ВТО и была признана китайскими реформаторами необходимой задолго до конца 2001 г., что нашло свое выражение в разработанной ими концепции. Новое руководство Китая сделало банки (а с ними и финансовую систему) основным объектом своих реформ. Признание правил ВТО рассматривается не как ослабление политической системы реформирования или угроза ей, а как внешняя помощь в интересах санации всего финансового сектора, в том числе для убеждения внутренних критиков и обоснования необходимости частичного ускорения темпа реформ. С помощью условий ВТО Китай пытается форсировать проведение в жизнь политики «открытых дверей» и реформирования. Согласно прогнозам экспертов ВТО, в самое ближайшее время китайский банковский сектор станет полностью открытым. Вследствие этого возрастет конкуренция со стороны иностранных банков. К этому времени должны быть также сняты и все региональные ограничения в отношении деятельности иностранных банков. Но у многих аналитиков нет сомнений в том, что будет предпринято «китайское дозирование» этих условий, если вдруг окажется в опасности главная цель — китайская стабильность. В этом случае может быть даже дан обратный ход реформам. Такая часто высказываемая в Китае точка зрения вполне вписывается в политику долгосрочной ориентации превращения страны в супердержаву.
В структуре китайского банковского сектора лидирующее положение занимают четыре крупных государственных банка: Банк Китая – Bank of China - BC; Китайский строительный банк – China Construction Bank - CCB; Промышленно-коммерческий банк Китая – Industrial & Commercial Bank of China - ICBC; Сельскохозяйственный банк Китая – Agricultural Bank of China - ABC.
Они образуют, костяк китайской банковской системы с общей долей порядка 70-80 % всех депозитов и кредитов. Эти кредитные институты, первоначально созданные как специальные банки, с начала 90-х годов прошлого столетия постепенно утрачивают специализированный характер и создают охватывающие всю страну дорогостоящие филиальные сети, что приводит к всё возрастающей конкуренции между ними. Рычаги управления этими банками находятся в руках правительства, а сами банки построены по строгой иерархической схеме, хотя каждый из них сам по себе не имеет специфических идентификационных признаков в масштабах всей страны.
CITIC Industrial Bank основан в 1987 г. Этот национальный и международно-ориентированный коммерческий банк целиком находится в собственности China International Trust and Investment Corporation Банк имеет 179 отделений по всей стране, а его персонал насчитывает около 5500 человек. Компании, входящие в холдинг C1TIC, имеют представительства во многих странах мира. Деятельность банка включает: ведение депозитных операций, предоставление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов, ведение счетов в Китае и за границей, учет векселей, выпуск облигаций, торговлю государственными облигациями, межбанковские заимствования, куплю и продажу иностранной валюты самостоятельно или по поручению клиентов и другие операции, разрешенные Народным банком Китая.
Китайский инвестиционный банк (China Investment Bank), учрежден в 1981 г. Он функционирует в области международного кредита и в административном отношении первоначально был подчинен непосредственно Госсовету. Этот банк специализируется на привлечении иностранного капитала для финансирования и кредитования строительства новых объектов, реконструкции и модернизации уже имеющихся предприятий.
10 мая 1995 года был принят "Закон о Народном банке Китая", согласно которому капиталы банка полностью финансируются государством и являются государственной собственностью. Структура подразделений НБК, их функции, состав и порядок работы определяются Госсоветом КНР. В соответствии с решениями первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва (март 2003 г.) за ним сохранен двойственный статус - он является одновременно подразделением Госсовета КНР и центральным банком. Ст. 4 Закона определяет следующие функции Народного банка Китая:
1. формировать и осуществлять денежную политику в соответствии с Законом и обеспечение стабильности стоимости валюты;
2. выпускать в обращение женьминьби (народные деньги) и контролировать их обращение;
3. исследовать, одобрять, надзирать и управлять банковскими институтами в соответствии с правилами;
4. осуществлять надзор и контроль за финансовым рынком в соответствии с правилами;
5. хранить и управлять государственными золотовалютными резервами;
6. управлять государственной казной;
7. обеспечивать нормальную деятельность системы платежей, т.е. организация или координирование организации системы взаиморасчетов между финансово-кредитными институтами, предоставление услуг по расчетам;
8. нести ответственность за статистику, исследования и прогнозы банковской отрасли;
9. заниматься соответствующими международными банковскими операциями в соответствии с Законом;
10. выполнять прочие функции, порученные Госсоветом КНР.
11. осуществление функций представительства КНР на международной арене по вопросам денежно-кредитной сферы.
В 2003 г. С внесением изменений в закон о Народном банке Китая функциональные основные обязанности НБК были несколько изменены. Так, в соответствии с новым законом о центральном банке основные контрольные функции за банковскими учреждениями переданы Комиссии по банковскому контролю и регулированию. Вместе с тем на НБК возложен ряд новых функций, таких, как руководство и планирование работ по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма, регулирование межбанковских валютного рынка и рынка краткосрочных заимствований.
В своей деятельности НБК подотчетен Госсовету КНР и независим от исполнительной власти. Министерство финансов страны не имеет права превышать свою кредитную квоту в НБК. НБК не имеет права выдавать займы исполнительной власти или иметь особые права при продаже государственных облигаций. НБК выдает кредиты только банкам и банковским финансовым учреждениям.
В рамках последних преобразований НБК переданы полномочия по организации и координации деятельности по противодействию отмыванию нелегально полученных доходов. Он также осуществляет надзор за деятельностью Государственного управления валютного контроля (State Administration for Foreign Exchange, SAFE). Народный банк Китая имеет весьма разветвленную сеть учреждений. Главная контора НБК размещается в Пекине, а прочие учреждения — по всей стране.
Что касается системы банковского надзора, то до недавнего времени ее не существовало вовсе. Она возникла лишь совсем недавно в лице China Banking Regulatory Commission (Банковской регуляторной корпорации Китая — БРКК), подчиненной непосредственно кабинету министров. В связи с необходимостью выполнять требования ВТО Китаю предстоит сделать многое для ликвидации недостатка в квалифицированных специалистах и создания надежной системы надзора. При этом надзор должен быть адаптирован к новым финансовым отношениям и растущему числу китайских и иностранных финансовых институтов. В целях повышения прозрачности и борьбы с безнадежными долгами Центральный банк Китая уже внедрил у себя компьютерную систему с короткими отчетными периодами и инструментами, аналогичными тем, которые использует немецкий Федеральный банк. Будут ли эти и другие инструменты взяты на вооружение новым органом банковского надзора, можно только гадать; в любом случае персонал этого органа будет образован из числа бывших сотрудников Центрального банка КНР. Эффективный надзор будет обеспечиваться в данном случае путем предотвращения и ликвидации кредитных рисков, благодаря чему удастся значительно снизить долю несостоятельных долговых обязательств. Определенные надежды по повышению эффективности банковского надзора связаны с новыми комиссиями, образованными Центральным банком, но работающими независимо от него. Они призваны обеспечить более строгий контроль (в частности, предотвратить возникновение новых рисков, вызванных новыми кредитами, выдаваемыми по политическим мотивам), что приведет к непосредственному ускорению реформ и экономическому росту, но одновременно станет причиной появления связанных с экономическими реформами социальных рисков.
Сразу же отметим, что никакой системы защиты частных сберегательных вкладов ни в Гонконге, ни в Китае нет. Три четверти всех депозитов находится в четырех государственных банках, и их сохранность негласно гарантируется государством. Население и государственные банки считают подобную негласную гарантию вполне достаточной. Государственные банки рассматривают безвозмездные на настоящий момент услуги государства как вполне справедливую компенсацию за безнадежные долговые обязательства, навязанные им тем же государством. Если вследствие ослабления банков начнется массовое изъятие вкладчиками депозитов, то платить должно будет государство как главный виновник такого рода процессов. В этой связи система защиты вкладов является частью общей социальной и финансовой системы безопасности государства. Однако необходимость ее реструктуризации признается лишь немногими китайскими реформаторами. Государственные же банки на своей реструктуризации особенно не настаивают. Сначала нужно организовать общественную дискуссию, убедить общество в необходимости избавления от изживших себя представлений о гарантии частных вкладов, а затем уже постепенно создавать подлинную систему для защиты частных вкладов. Это необходимо по двум основным причинам: во-первых, только обязательный и финансируемый всеми банками фонд защиты вкладов поможет решить проблему морального риска и справедливо распределить затраты по защите вкладов населения, и, во-вторых, в современной ситуации государство, являясь единственным и последним гарантом, не способствует формированию у банков новой финансовой политики, учитывающей все риски и затраты. При возникновении проблем с ликвидностью или банкротством государство вмешивается, печатает деньги и провоцирует рост инфляции. Все сберегательные вклады, а не только находящиеся в государственных банках, должны быть защищены от потерь с помощью отдельного самостоятельного органа. Именно на этапе, когда банки приобретают самостоятельность, возникает вопрос об их надежности. В этой ситуации система защиты депозитов снижает опасность системных рисков, способствует росту доверия к банкам, развитию конкуренции и созданию новых частных банков.
Двумя крупнейшими общенациональными банками являются: Банк коммуникаций, пайщиками которого являются государство, местные правительства и предприятия, и Промышленный банк CITIC, совладелец которого - Китайская доверительная международная и инвестиционная компания. Деятельность Банка коммуникаций, одного из старейших банков страны, восстановлена в 1987 г. Согласно своему статусу, он является всекитайским универсальным банком. Банк стал первым социалистическим финансовым предприятием, основанным на системе акционирования. Уставный фонд составляет 2 млрд. юаней, причем одна половина акций держится государством, а другая — местными правительственными и отраслевыми органами, предприятиями, отдельными лицами. Создаются отделения банка в провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения. Его высшим органом является совет директоров во главе с президентом. Банк коммуникаций осуществляет прием вкладов в женьминьби и в иностранной валюте в качестве личных сбережений, включая счета китайцев, проживающих за границей. Банк также предоставляет кредиты на оборотные средства и под недвижимость, учитывает векселя в юанях и в иностранной валюте, регулирует просроченную задолженность, осуществляет денежные переводы внутри страны и за границей. Банк коммуникаций ведет счета, эмитирует облигации и другие ценные бумаги в юанях и в иностранной валюте, инвестирует средства в банки, финансовые операции и другие предприятия в Сянгане (Гонконге), Аомыне (Макао) и в иностранных государствах. Банк также организует выдачу кредитов, предоставляемых международными банковскими группами, а также проводит другие операции, включая операции по поручению или с одобрения НБК.

Фундаментальный анализ Экспертный анализТехнический анализ
Календарь событий от FXStreet
Новости от FxWirePro
Новости от ПРАЙМ
Макроэкономические индикаторы
Расписание праздников
Процентные ставки
Обзоры рынков
Аналитики Альпари
Видеообзор «Экспертное мнение»
Веб-ТВ от Trading Central
Чат трейдеров
Подкасты
Прогнозы от Trading Central
Торговые сигналы от Autochartist

Курсы валют ЦБ на сегодня

Журнал Forex Magazine

ПАММ-счетаПАММ-портфелиИнвестиционные продукты
Рейтинг ПАММ-счетов
Экспертиза сервиса ПАММ-счет
Подробнее о ПАММ-счетах
Рейтинг ПАММ-портфелей
Соберите свой ПАММ-портфель
Подробнее о ПАММ-портфелях
Структурированные продукты
Инвестиционные фонды

Курсы ФорексФорекс для начинающихФорекс или обменный пункт
Расписание занятий
Клубные дни
Обучение трейдингу
Что такое Форекс
Учебный счет
Словарь терминов
Статьи о Форекс
Наше видео
Рекомендуемая литература

Структурированные продукты.  Все инвестиционные решения, подробнее...

Готовые инвестиционные решения, созданные экспертами с многолетним опытом работы, позволяют даже новичку выгодно вложить средства. Структурированные продукты имеют очень высокую защиту от рисков и при этом могут приносить доход до 200% годовых.

                                      

Яндекс.Метрика